Проступок. Правонарушение. Преступление
Подростковая преступность обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные» подростки. Для подростков- правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность, безразличие, грубость.
Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
Создание эффективной системы воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних – задача чрезвычайно сложная. Но эффективность и результативность данного процесса возможна только при целенаправленном взаимодействии: ученик – родитель – школа. Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя.
Родителям следует помнить, что:
- ребенок, в первую очередь, учится тому, что видит у себя дома: родители ему пример;
- всем членам семьи необходимо принимать активное участие в жизни друг друга;
- нужно находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- важно интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности;
- помогать развивать у ребенка умения и таланты;
- действовать без нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать себя и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- с уважением относится ко всем членам семьи;
- учиться смотреть на жизнь глазами ребенка;
- доверять всем членам семьи;
- бороться не с ребенком, а с проблемой.
Консультационную помощь в вопросах воспитания можно получить в отделе по делам семьи и детей Администрации города Алчевска Луганской Народной Республики (ул. Ленина, 48, каб. 13, контактный телефон 5-40-04)
Отдел по делам семьи и детей