10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья
Душевное состояние, при котором человек способен справиться с жизненными стрессами и результативно работать на благо общества, реализуя свои способности – это и есть психическое (ментальное здоровье).
Неврозами называют заболевания, при которых не обнаруживают анатомических изменений нервной системы, но имеются ее функциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, быстрой утомляемости и истощенности. Неврозы характеризуются обратимостью болезненных нарушений, которые, однако, могут продолжаться и месяцы, и годы.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число неврозов за последние 80 лет возросло в несколько десятков раз. Это объясняется возросшим темпом жизни, предъявляющим к нервной системе человека более повышенные требования.
Почему и как возникает невроз?
Известно, что токсикозы беременности или патология родов, вредные привычки беременной женщины (употребление алкоголя, наркотиков, никотина или прием ряда лекарств во время беременности, вредные условия работы) могут привести к изначальной слабости нервной системы новорожденного ребенка. В дальнейшем различные инфекции детского возраста, травмы головы, неправильное воспитание ребенка способны привести к нарушениям развития адаптивных реакций нервной системы. Неправильное воспитание в детстве может привести к формированию личности с завышенными претензиями, с недооценкой или полным игнорированием реальных условий. В таких случаях возникает конфликт, и это приводит к неврозу. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания.
Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.
Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать тем самым к заболеванию психастенией. Заболевание начинается постепенно.
ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ НЕВРОЗОВ:
- Повышенная раздражительность и быстрая утомляемость.
- Характерны неадекватные реакции на небольшие раздражители и неумение их подавить.
- Постоянно беспокоит головная боль, ощущение тяжести в голове, кажется, что на нее надет обруч или каска
Очень часто при неврозе встречаются вегетативные расстройства:
- учащение пульса,
- повышение или понижение артериального давления,
- бледность и сухость кожных покровов,
- уменьшение слюноотделения и сухость во рту,
- «гусиная кожа»,
- тенденция к повышению температуры тела,
- зябкость конечностей и др.
Частым проявлением невроза могут быть вегетативные кризы или панические атаки:
- боль, «замирание» в области сердца, ощущение «перебоев»,
- чувство давления в области грудной клетки, ощущение недостатка воздуха,
- головокружение, удушье,
- неприятные ощущения в животе, усиление перистальтики,
- тошнота, усиленное слюноотделение;
- отмечается понижение артериального давления,
- покраснение кожи, ощущение жара, потливость.
При этом присоединяется тревога, страх вплоть до паники.
При повторении вегетативных кризов могут развиться различные фобии (страх смерти, страх остановки сердца, страх возникновения инсульта и др.). Другими проявлениями невроза являются расстройства со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, отказ от пищи или наоборот ожирение, сексуальные расстройства, нарушения сна, расстройства чувствительности и множество других проявлений.
Виды неврозов:
1) тревожно-фобические расстройства, проявляющиеся в виде приступов страха и беспричинной тревоги.
Появляется боязнь различных ситуаций, не представляющих реальной опасности: боязнь замкнутых пространств, боязнь оказаться в центре внимания, получить негативную оценку со стороны другого человека;
2) депрессивные расстройства, характеризующиеся тоскливым настроением с чувством ущербности, покинутости, одиночества, грусти, которые подвержены суточным и сезонным колебаниям и обычно сопровождаются тревогой, апатией, повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, навязчивыми идеями, разочарованностью во всех и во всем, нарушением сна;
3) навязчивые расстройства, характеризующиеся повторяющимися неконтролируемыми навязчивыми мыслями, ощущениями, образами или навязчивыми действиями.
Они часто связаны со страхом заражения, загрязнения, потребностью постоянно перепроверять свои действия, опасениями причинить себе вред; и в связи с ними с определенными действиями: навязчивым мытьем рук или чисткой зубов, наведением идеального порядка.
Длительность неврозов бывает различной: от нескольких недель до нескольких лет. Неврозы являются заболеваниями, неопасными для жизни и характеризуются обратимостью болезненных нарушений.
Как помочь своему ребенку:
В случае, если родители заметили у ребенка нарушение поведения по какому-то из описанных типов, необходимо обратиться за помощью к детским специалистам: детскому психиатру, психологу. В случае необходимости будут рекомендованымедикаментозные средства или специальная психотерапия. Лучше предотвратить болезнь, чем потом с ней бороться.
Рекомендации по профилактике неврозов у детей
Стараться изменять поведение ребенка, а не его личность. Бесспорно, необходимо обучать ребенка правилам поведения в обществе, но ни в коем случае нельзя подстраивать его к представлению родителей об идеальном человеке. Если и наказывать – то за конкретные проступки, а не за характер в целом. Действия и поведение ребенка могут подлежать любой оценке, но нельзя позволять себе критиковать его личность, приписывая ему отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый», «уродливый» и т.д.
Не акцентировать внимание на слабых сторонах ребенка и помогать ему развить те хорошие и достойные уважения качества. Девочка не красавица? Ну и что, зато какая у нее улыбка, какая она общительная, добрая и умная. Нельзя обходиться общими фразами про «это не главное», говоря про недостаток ребенка, обязательно предоставить какое-то его реально существующее положительное качество, как альтернативу.
Стараться объективно относиться к ребенку и формировать у него здоровое отношение к себе. Не приписывать ему несуществующих качеств, не хвалить за то, что хочет видеть родитель и уж тем более не ругать за то, что он «не хочет» делать то, на что по мнению родителей способен. Но и не замалчивать достоинства – любой талант ребенка ценен и только жизнь покажет, какой из них был самым важным.
Развивать в ребенке навыки социального поведения. Необходимо обучать ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства, не допускать игнорирования и отстранения ребенка, следить за достаточным уровнем информирования ребенка – чтобы общаться с окружающими, надо иметь с ними общие темы для обсуждения.
Не допускать проявлений гиперопеки. Только если предоставить ребенку возможность самостоятельности – в разумных пределах, разумеется – он такой возможностью воспользуется.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что невроза не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности. Ребенок должен любить себя, в нем естественен некоторый эгоизм, но также он должен любить свое окружение – маму, папу, друзей, город, природу, свои повседневные занятия и т.д.
Задача родителей – воспитать в нем эти две способности: любить себя и любить других.
Шмидт Ю.А., заведующий диспансерным отделением
ГУ «Алчевская психиатрическая больница» ЛНР