Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья

Душевное состояние, при котором человек способен справиться с жизненными стрессами и результативно работать на благо общества, реализуя свои способности – это и есть психическое (ментальное здоровье).

Неврозами называют заболевания, при которых не обнаруживают анатомических изменений нервной системы, но имеются ее функциональные нарушения в виде повышенной возбудимости, быстрой утомляемости и истощенности. Неврозы характеризуются обратимостью болезненных нарушений, которые, однако, могут продолжаться и месяцы, и годы.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), число неврозов за последние 80 лет возросло в несколько десятков раз. Это объясняется возросшим темпом жизни, предъявляющим к нервной системе человека более повышенные требования.

Почему и как возникает невроз?

Известно, что токсикозы беременности или патология родов, вредные привычки беременной женщины (употребление алкоголя, наркотиков, никотина или прием ряда лекарств во время беременности, вредные условия работы) могут привести к изначальной слабости нервной системы новорожденного ребенка. В дальнейшем различные инфекции детского возраста, травмы головы, неправильное воспитание ребенка способны привести к нарушениям развития адаптивных реакций нервной системы. Неправильное воспитание в детстве может привести к формированию личности с завышенными претензиями, с недооценкой или полным игнорированием реальных условий. В таких случаях возникает конфликт, и это приводит к неврозу. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания.

Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.

Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать тем самым к заболеванию психастенией. Заболевание начинается постепенно.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ НЕВРОЗОВ:

- Повышенная раздражительность и быстрая утомляемость.

- Характерны неадекватные реакции на небольшие раздражители и неумение их подавить.

- Постоянно беспокоит головная боль, ощущение тяжести в голове, кажется, что на нее надет обруч или каска

Очень часто при неврозе встречаются вегетативные расстройства:

- учащение пульса,

- повышение или понижение артериального давления,

- бледность и сухость кожных покровов,

- уменьшение слюноотделения и сухость во рту,

- «гусиная кожа»,

- тенденция к повышению температуры тела,

- зябкость конечностей и др.

Частым проявлением невроза могут быть вегетативные кризы или панические атаки:

- боль, «замирание» в области сердца, ощущение «перебоев»,

- чувство давления в области грудной клетки, ощущение недостатка воздуха,

- головокружение, удушье,

- неприятные ощущения в животе, усиление перистальтики,

- тошнота, усиленное слюноотделение;

- отмечается понижение артериального давления,

- покраснение кожи, ощущение жара, потливость.

При этом присоединяется тревога, страх вплоть до паники.

При повторении вегетативных кризов могут развиться различные фобии (страх смерти, страх остановки сердца, страх возникновения инсульта и др.). Другими проявлениями невроза являются расстройства со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, отказ от пищи или наоборот ожирение, сексуальные расстройства, нарушения сна, расстройства чувствительности и множество других проявлений.

Виды неврозов:

1) тревожно-фобические расстройства, проявляющиеся в виде приступов страха и беспричинной тревоги.

Появляется боязнь различных ситуаций, не представляющих реальной опасности: боязнь замкнутых пространств, боязнь оказаться в центре внимания, получить негативную оценку со стороны другого человека;

2) депрессивные расстройства, характеризующиеся тоскливым настроением с чувством ущербности, покинутости, одиночества, грусти, которые подвержены суточным и сезонным колебаниям и обычно сопровождаются тревогой, апатией, повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, навязчивыми идеями, разочарованностью во всех и во всем, нарушением сна;

3) навязчивые расстройства, характеризующиеся повторяющимися неконтролируемыми навязчивыми мыслями, ощущениями, образами или навязчивыми действиями.

Они часто связаны со страхом заражения, загрязнения, потребностью постоянно перепроверять свои действия, опасениями причинить себе вред; и в связи с ними с определенными действиями: навязчивым мытьем рук или чисткой зубов, наведением идеального порядка.

Длительность неврозов бывает различной: от нескольких недель до нескольких лет. Неврозы являются заболеваниями, неопасными для жизни и характеризуются обратимостью болезненных нарушений.

Как помочь своему ребенку:

В случае, если родители заметили у ребенка нарушение поведения по какому-то из описанных типов, необхо­димо обратиться за помощью к детским специалистам: детскому психиатру, психологу. В случае необходимости будут рекомендованымедикаментозные средства или специальная психотерапия. Лучше предотвратить болезнь, чем потом с ней бороться.

Рекомендации по профилактике неврозов у детей

Стараться изменять поведение ребенка, а не его личность. Бесспорно, необходимо обучать ребенка правилам поведения в обществе, но ни в коем случае нельзя подстраивать его к представлению родителей об идеальном человеке. Если и наказы­вать – то за конкретные проступки, а не за характер в целом. Действия и поведение ребенка могут подлежать любой оценке, но нельзя позволять себе критиковать его личность, приписывая ему отрицательные черты – «глупый», «неспособный», «невезучий», «неисправимый», «уродливый» и т.д.

Не акцентировать внимание на слабых сторонах ребенка и помогать ему развить те хорошие и достойные уважения качества. Девочка не красавица? Ну и что, зато какая у нее улыбка, какая она общительная, добрая и умная. Нельзя обходиться общими фразами про «это не главное», говоря про недостаток ребенка, обязательно предоставить какое-то его реально существующее положительное качество, как альтернативу.

Стараться объективно относиться к ребенку и формировать у него здоровое отношение к себе. Не приписывать ему несуществующих качеств, не хвалить за то, что хочет видеть родитель и уж тем более не ругать за то, что он «не хочет» делать то, на что по мнению родителей способен. Но и не замалчивать достоинства – любой талант ребенка ценен и только жизнь покажет, какой из них был самым важным.

Развивать в ребенке навыки социального пове­дения. Необходимо обучать ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знаком­ства, не допускать игнорирования и отстранения ребенка, следить за достаточным уровнем информи­рования ребенка – чтобы общаться с окружающими, надо иметь с ними общие темы для обсуждения.

Не допускать проявлений гиперопеки. Только если предоставить ребенку возможность самостоятельности – в разумных пределах, разумеется – он такой возможностью воспользуется.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что невро­за не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности. Ребенок должен любить себя, в нем естественен некоторый эгоизм, но также он должен любить свое окружение – маму, папу, друзей, город, при­роду, свои повседневные занятия и т.д.

Задача родителей – воспитать в нем эти две способности: любить себя и любить других.

 Шмидт Ю.А., заведующий диспансерным отделением

ГУ «Алчевская психиатрическая больница» ЛНР