2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который был учрежден резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в ноябре 2007г. Цель этой даты – привлечь внимание к проблемам детей, страдающих аутизмом. Актуальность и фиксация внимания на данной теме обусловленная ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости на 13%, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра, высоким уровнем инвалидности.
Детский аутизм наиболее известен и хорошо изучен в группе расстройств, которые называют по-разному – расстройствами аутистического спектра или устойчивыми расстройствами развития. Другие расстройства этой группы можно считать менее выраженными вариантами на ту же тему, соответствующими некоторым, но не всем диагностическим критериям детского аутизма. Отсюда и возникло представление об аутистическом спектре в диапазоне от «классического» аутизма до детей в пределах нормы.
Аутистическое расстройство является тяжелой формой патологии развития, характеризующееся нарушением социальных, коммуникативных, речевых функций, а также наличием нетипичных интересов и форм поведения. Аутизм влияет на все виды взаимодействия ребенка с окружающим миром, разрушая следующие функции: реакции на воздействие социума, способность к коммуникации и чувствам, которые мы выражаем к другим людям. Детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте 3-5 лет. Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг имеет нормальное строение. Определенную роль играет генетическая предрасположенность. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны. Восприятие мира аутичным ребенком своеобразное. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает. Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Ребенок не интересуется ровесниками, малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Нарушение коммуникации у детей до 5 лет и позже проявляется задержкой речи или ее полным отсутствием (мутизмом). Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Стереотипное поведение: зацикливается на одном занятии, повторяет бессмысленные движения много раз. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а также аутоагрессии. В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Зачастую у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Иногда у детей с аутизмом проявляются уникальные способности к счету, чтению, музыке и т.д. Но при этом ребенок не может овладеть самыми простыми бытовыми навыками.
Нужно стараться диагностировать аутизм как можно раньше, ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить. Подход к воспитанию детей аутистов особенный: необходимо осознать, то что аутизм является способом существования, то есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей. Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже. Необходимо консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи. Устранить агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя путем приема медикаментов, назначенных врачом – психиатром. Учить наблюдать, подражать, идти на эмоциональный контакт. Лечение должно быть комплексным.
Аутизм считается неизлечимым заболеванием. Но если как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму. Ребенок адаптируется в обществе и будет учиться в обычной школе.
Шмидт Ю.А., заведующий диспансерным отделением ГУ «Алчевская психиатрическая больница» ЛНР