Начальник управления образования Светлана Ламтюгова рассказала в интервью о профильном образовании в Алчевске
Начальник управления образования Светлана Ламтюгова рассказала в интервью о профильном образовании в Алчевске
- Светлана Петровна, что такое профильное образование?
- Одна из актуальных задач, стоящих перед образованием сегодня – создание условий для выбора каждым учащимся того содержания образования, которое наиболее полно соответствует его индивидуальным особенностям и запросам. Наиболее эффективно эту задачу решает введение профильного обучения. Для учащихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь, учитывая собственные возможности и потребности общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.
- Светлана Петровна, каковы особенности профильного образования в Алчевске?
- Во всех общеобразовательных учреждениях города введено допрофильное и профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на углубленном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности.
Для организации профильного обучения изучаются образовательные запросы учащихся, мнение учителей-предметников и классных руководителей об учебных возможностях учащихся, проводятся родительские собрания, учитываются интересы учащихся и их родителей. Содержательную основу допрофильной подготовки составляют факультативные занятия. Если в 5 классе запросы учащихся в выборе факультативных занятий разнообразны и разноплановы, то к 9-му классу они определяются с выбором предметов и, соответственно, факультативы открываются, учитывая интересы учащихся. Таким образом, учащимся предоставляется возможность «пробы сил» для дальнейшего профильного выбора. Девятиклассникам оказывается психолого-педагогическая помощь в принятии решения относительно выбора будущего профиля обучения. Педагогом-психологом проводится психолого-педагогическая диагностика склонностей учащихся к изучению отдельных предметов и их профессиональных намерений.
- Что такое профильные предметы?
- Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществознание», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.
Профильное обучение предполагает изучение не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в обязательную часть учебного плана изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.
Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав учебного плана.
- Какие предметы являются элективными и чем они отличаются от профильных?
- Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из части, формируемой участниками образовательных отношений. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным; удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
- Какие особенности преподавания предметов астрономии, естествознания и обществознания?
- За счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, может быть введен курс «Астрономия», целью которого является формирование у обучающихся представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и во Вселенной. Данный курс рекомендуется в классах с изучением физики на профильном уровне.
В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». При введении этого интегрированного учебного предмета:
- учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения «Естествознания». Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета «Естествознание» или самостоятельных учебных предметов («Физика», «Химия», «Биология») на базовом уровне;
- предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях, если: три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне; один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне; два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне; все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» могут изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.
Управление образования