Заходите к нам на огонек... 19.04.2019
— Не понимаю людей, которые жалуются на скуку, — улыбается Ольга Алексеевна МИРОШНИЧЕНКО.
Ей всегда было интересно жить: и в детстве-юности, и в зрелые годы, и сейчас, когда уже внучка подрастает. И одно из мест, которые помогают делать красочным и событийным каждый день, — библиотека.
— Я из учительской семьи, — рассказывает Ольга Алексеевна. — Моя мама, Нина Филипповна Носко, была директором средней школы № 3 и настоящим педагогом. Поэтому к книгам у нас всегда было особое отношение. Как учительский ребенок, я выросла в школе, меня, как говорится, в школе и пеленали, так что книги вошли в мою жизнь самым естественным образом, иначе и быть не могло. У нас в школе была очень хорошая библиотека, я пропадала там. Библиотекарь Тамара Ильинична Мирошник много книг она мне посоветовала, я читала с удовольствием.
Ярко и живо она помнит любимые детские книги. «Волшебная шкатулка» Ивана Василенко — история цирковой семьи, девочки-канатоходца Ляси, ее дружбы с выросшим на улице бедным сапожником… «Ребятам о зверятах» — на этих новеллах о животных, росли, кажется, все советские дети. А замечательная «Динка» Валентины Осеевой!
Все эти томики Ольга Алексеевна хранит до сих пор. Они — часть солидной домашней библиотеки, которую собирала еще мама: на полках теснится знаменитая в свое время серия «Жизнь замечательных людей».
— Я благодарна учителям, которые научили нас работать с книгой, подбирать дополнительную литературу, — рассказывает она. — Тогда ведь не было интернета, все искали в библиотеке — а искать приходилось немало. Ведь как мы писали сочинения тогда — с эпиграфом, планом, с цитатами из классиков, сколько источников нужно было поднять. И мы умели делать это грамотно. В нашей школе были замечательные учителя, наверное, это заслуга мамы, что она создала такой коллектив, собрала увлеченных людей. Мне очень повезло, что я росла в таком окружении.
Однако ни окружение, ни любовь к школе, ни мамин авторитет (незыблемый!) учительской наследственности в девочке Оле не пробудили. Она ясно понимала, что призвания к педагогике нет — а без призвания, считала, в этой профессии делать нечего. К тому же не хотелось неизбежных сравнений с мамой: ведь Нина Филипповна справедливо считалась корифеем. И дочь решила: надо состояться как самостоятельный, отдельный человек, а не слабая мамина копия. Пошла по отцовским стопам в инженеры. Закончила строительный факультет, стала конструктором. Правда, преподавание все-таки было в жизни, когда работала мастером в профессионально-техническом училище, но в итоге конструктор победил. И жизнь в конструкторском бюро на Алчевском металлургическом комбинате оказалась захватывающе интересной. Ольга оставалась книжной девушкой — но кто сказал, что книжники несовместимы с «грубой реальностью»?
— Я конструктор металлоконструкций, 28 лет проработала в КБ, — рассказывает Ольга Мирошниченко. — Мы были тесно связаны с заводом, производством, я знала все цеха от начала до конца. Без конца лазили по конструкциям, на крыши, в подвалы: ведь прежде, чем что-то сделать, надо разобраться, как все изначально было устроено. Мой начальник Юрий Васильевич Кушнарев подталкивал нас думать самостоятельно, научил работать. А в книгах всегда отдыхала душой.
Сейчас для нее место отдыха души — библиотека на проспекте Ленина, филиал № 2. Ольга Алексеевна остается приверженцем бумажной книги. Она уверена: ничто не заменит шелеста страниц, книжного запаха. Такое чтение — особенное общение с особенным миром, и никакие электронные новинки этого не заменят. Хотя интернета она не чуждается, наоборот: ищет и находит там много интересного. Интересного для других увлечений — ведь Ольга Алексеевна еще и рукодельница, и это тоже идет еще из школьных лет. Ей посчастливилось учиться у знаменитой Надежды Павловны Кутеповой — великой мастерицы, тонкого художника, глубокой личности.
— Надежда Павловна — удивительный, интересный, талантливый человек, увлекла нас рисованием, рукоделием, — вспоминает Ольга Алексеевна. — У нас был кружок, я увлеклась росписью, первую работу в четвертом классе сделала. На уроках труда для нас делали мольберты, мы рисовали. Что такое было достать гуашь в то время! Разливали в маленькие баночки, разводили с яйцом… После уроков никто не спешил домой уходить. Вечер уже (учились в две смены тогда), родители сидят, ждут нас, а мы учимся рисовать. И шить нас хорошо научили на уроках труда, даже производственная практика у нас была. Все девочки умели шить. В 90-е годы это очень пригодилось, обшивала себя и детей. А вышивка… Художественная гладь у нас в роду!
И это правда. В те времена умение вышивать передавалось из поколения в поколение. Многих учили мамы и бабушки, и на школьных уроках это было обязательным. Во многих семьях до сих пор в укромных ящиках найдутся вышивки. Нина Филипповна Носко к рождению доченьки Олечки вышила красивый букет, эта работа, конечно, с любовью сохраняется.
Гладь Ольга Алексеевна освоила в детстве. Но, будучи человеком неутомимо любознательным, всегда хочет пробовать новое. Шьет, вышивает бисером, вяжет спицами и крючком — вот кружева красивые приглянулись, хочет научиться. И крестиком научилась вышивать, когда загорелась идеей сделать рушник.
— Сесть за рукоделие — это я могу позволить себе вечером, часов в восемь, когда все в доме уже угомонились. Тогда я сажусь на кухне, включаю телевизор, нахожу программу, которую можно не смотреть, а слушать… Обычно в десять часов кто-нибудь явится на кухню покушать — я говорю: «Все в сад!», — смеется Ольга Алексеевна. — Сейчас у меня маленькая внучка, много времени ей посвящаю. Кстати, что интересно… Внученька у нас долгожданная. И еще задолго до ее рождения понравились мне в журнале картинки: девочка-сладкоежка и маленькая садовница в шляпке. Так понравились, что я их вышила, думая: вот бы мне такую внучку… А потом узнала от рукодельниц в Ютубе: оказывается, когда начинаешь новую работу, надо загадывать желание! Не знаю, насколько это правда, но получается, что внучку я себе «вышила»…
Бабушкины заботы вышли на первый план, и сейчас Ольга Алексеевна ищет в книгах отдыха. Полюбила иронические детективы, женские романы — легкую литературу, которая помогает отвлечься. С удовольствием читает лиричную Елена Арсеньеву, своеобразную Дину Рубину, восхищаясь ее чувством стиля. Радуется, что в любимой библиотеке всегда посоветуют что-нибудь интересное. Впрочем, для нее это гораздо больше, чем место, где можно взять книги.
— Мне очень нравится, что библиотека — это своеобразный клуб, — говорит Ольга Алексеевна. — Заведующая Светлана Михайловна Василенко и все сотрудники постоянно организуют что-то интересное — сколько здесь проходит мероприятий! Встречи, общение, чаепития… И моя выставка здесь была, Светлана Михайловна предложила показать людям мои работы. И с молодежью они много работают, стараются, чтобы это поколение тоже любило книги.
А это для Ольги Алексеевны очень волнующая тема — поделиться с другими любовью к книгам. Она всегда старалась и других увлечь, в обществе книголюбов состояла. И сейчас ровесников, предпочитающих телевизор, тормошит, рассказывает, что новенького прочитала. И школьников, которых нечитающим поколением считают, уверена, можно увлечь:
— Для меня это болезненно, когда люди не читают. Книга ведь не источник информации. Она — источник мудрости, доброты. Чтение учит доброму отношению к ближнему: когда читаешь, сопереживаешь героям, и в душе развивается это качество. У меня все дети читают, дочь в детстве читала меньше, чем сын, но сейчас она тянется к книгам. И рисует прекрасно, закончила художественную школу, и шьет, и вяжет… Если это в семье заложено, дети вырастут читающими. У нас дома везде были книги, журналы. Свекор мой очень любил читать, выписывал фразы, которые его затрагивали, у него было три тетради с цитатами. Мы с ним очень часто спорили о прочитанном, он больше любил военную литературу. Мне очень повезло: меня всегда окружали неординарные люди, я многому у них научилась… Но без книги я умерла бы от скуки, хотя никогда не скучала!
Ну вот и рецепт на все случаи жизни: жизнь кажется серой? Заходите на огонек в библиотеку. Откройте книгу, и будни засияют красками. Это работает. Проверено Ольгой Мирошниченко
По материалам газеты «ОГНИ»