Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Премьера навсегда 28.03.2017

при.18 марта в Луганске состоялся II Республиканский творческий хоровой конкурс-фестиваль «Созвучие юных сердец».

Очень солидное жюри (в составе — высокие профессионалы, председатель - народная артистка Украины, профессор кафедры пения и дирижирования института культуры и искусств ЛНУ имени Тараса Шевченко Галина Мурзай) прослушало десятки коллективов. Неизбежная банальность в таких случаях: определить лучших было трудно. И это правда, которой можно лишь только порадоваться: в каждом городе есть очень достойные коллективы. А лучшим — самым-самым лучшим! — среди них признан образцовый вокальный ансамбль «Премьера» ДМШ №1. Гран-при привезли в Алчевск юные певицы и их руководители, преподаватели Елена Якубенко и Юлия Спицына.

Да, это не первый успех в истории ансамбля. Уважаемое имя в профессиональных кругах и горячие симпатии зрителей — все это было задолго до военных времен. Множество лауреатских дипломов и наград заслужены уже несколькими поколениями коллектива, выступления которого — истинное украшение любого городского праздника. Есть достижения и в новейшей истории: прошлым летом «Премьера» уверенно вошла в число лучших на Республиканском фестивале-конкурсе детского творчества «Солнечный круг», остановившись в полушаге от полной победы.

Гран-при же подтвердил статус ансамбля и, безусловно, доставил огромную радость и девочкам, и их учителям, и музыкальной школе — да и всему городу.

 Ведь Алчевск наблюдает ансамбль «Премьера» на протяжении 11 лет — именно столько исполняется коллективу в этом году.

 Мы помним, как просто чистенько поющие дети, просто ученики музыкальной школы превращались в артистов, новых работ которых ждут с нетерпением. Да, это пришло не сразу. В беседе с руководителями ансамбля, преподавателями ДМШ № 1 Еленой Якубенко и Юлией Спицыной мы вспомнили, как все начиналось.

— Когда и как вы пришли к элементам театральности, к использованию хореографии? Сегодня это стало безусловной «фишкой» ансамбля — а с чего это начиналось?

 Елена ЯКУБЕНКО: — Началось, когда стали бывать на конкурсах, выезжать в люди, увидели требования, которые предъявляются к костюмам, сценической культуре, театрализации. Стали сами учиться многому. Ведь мы знали, как научить детей петь, а остальное… Учились! Теперь у нас Юлия Владимировна — главный хореограф.

примЮлия СПИЦЫНА: — Сначала нанимали хореографа, который нам ставил номера. Сейчас исходим из финансовых соображений… Набравшись опыта и знаний у профессионала, пытаемся сами делать нечто подобное.

— Когда вы вышли на такой театрализованный уровень, это сказалось на отборе детей в ансамбль?

 Е.Я.: — Дети не все приживаются в коллективе: идет жесткая работа, порой на износ. Конкурсы, концерты, записи, репетиции… Нужна и физическая выносливость, и желание ребенка, и понимание и поддержка родителей. В принципе, поют самые обыкновенные дети с обычными вокальными данными. С нынешним составом вообще все очень сложно. В 2014 году эти девочки были в 5 классе, тогда очень многие уехали, треть состава осталась, с сопрано был просто караул.... Собирали новый состав, он нам дался кровью, больше обращали внимание уже не на вокальные данные, а на желание ребенка заниматься. И коллектив не просто сохранился, но вырос. Сплотились, изнутри какое-то пламя идет, бережно хранится, стараемся передать третьему составу. Наше преимущество — ансамблевое звучание по партиям.

Ю.С.: — Да, наша фишка — многоголосие. Воспитывается гармонический слух с детства, в четвертом классе они поют уже на три голоса, а это дорогого стоит. Уже с первого класса пробуем подголосочки, смотрим — потянут ли? Тянут! Интересный проект, когда мы смешиваем старший и младший состав. Так у нас хор «Экспромт» родился — совершенно спонтанно, отсюда и название. Попробовали соединить. Разница у них достаточно большая не только в возрасте, но и в подготовке. Младшим тяжело, песни-то сложные. Немножко упростили партию для них — они как запели! И сейчас хор уже востребован.

 — Понятно, что ансамбль — не просто группа людей, которая поет одновременно. Это достаточно сложная категория — и не только вокально. Должно быть, особенно сложно воспитать коллектив, когда речь идет о подростках: каждая хочет быть в центре внимания, ощущает себя звездой… Однако у вас нет пресловутого «ансамбля солистов»…

 Е.Я.: — Характеры все очень непростые, но я их знаю, как свои пять пальцев. К каждому находишь подход, стараешься. Знаю, на кого можно надавить, на кого нельзя; кого приструнить, кого, наоборот, больше погладить. Дети очень разные. Все воспитывается с раннего возраста, что коллектив — один за всех, все за одного, никто не выпячивается, не ощущает себя лучше стоящего рядом. У нас воспитывается не только вокальное пение, но и культура поведения, жизни, общения. Культура должна быть не только в пении и не только на сцене. Они сейчас, сидя на концертах, учат, одергивают младших. Младшие на них смотрят, слушаются, делают выводы.

 Ю.С.: — Все время обращаем внимание младших, как поют, как ведут себя старшие — вот с кого нужно брать пример. Это действенно. Младшие даже знают репертуар старших, слушают с распахнутыми глазами.

 — Кстати, о репертуаре. Как он формируется?

Ю.С.: — Это момент интересный — и в то же время тяжелый, болезненный. Понятно, что 50 процентов успеха любого вокального коллектива в том, что именно поют. Ищем, где-то что-то услышали, вспомнили… Елена Владимировна лето посвящает поискам, перерывает репертуар известных ансамблей — «Непоседы», «До-ми-сольки»... Но мы никогда не берем чьи-то песни в том виде, в каком их уже исполняют. Всегда переделываем.

Е.Я.: — Да, у нас Юлия Владимировна — свой аранжировщик. Вот только никак не сподвигну ее на сочинение. Она пишет, но мало, а песни отличные. Авторские песни — это же вообще здорово.

 Ю.С.: — Работа над песнями идет постоянно. Вот «Ходит песенка по кругу» — претерпевает уже не знаю какое по счету изменение. Очень долго рождается каждая песня. Меняем текст, что-то в вокальном плане, поиск идет. Исходим из возможностей и особенностей голосов наших девочек. Мы знаем, что они могут. Было два голоса, потом три, теперь уже четыре, можно и пять добавить, я знаю, что они это уже потянут. Песня «Красный конь» шла у нас под минусовую фонограмму. И вдруг совершенно неожиданно на каком-то прослушивании сидел Илларион Борисович Рябченко, и в это время что-то произошло с фонограммой. Девчонки у нас приучены — что бы ни случилось, петь дальше а капелла. Он послушал и говорит: посмотрите, как она хорошо звучит а капелла, зачем вам фонограмма? Раз хороший музыкант сразу это заметил, мы фонограмму отставили. Сделали под фортепиано, добавили ударные инструменты, Артема Вовченко привлекли. Он тут постучал, там позвенел — все, песня заиграла другими красками. Мы в постоянном поиске, и не факт, что еще что-нибудь не изменится. В репертуарном плане мы всеядные оказались: от народных песен (поем их в академической манере) до переделок хитов западных, классики много, эстрада, даже с джазовыми элементами.

 — Но вернемся к событию — фестивалю-конкурсу «Созвучие юных сердец».

Е.Я.: — Очень приятный конкурс. Вообще, много вокальных конкурсов проводится, но не все нам подходят, а это наше направление. Нам достался второй номер, но мы уже не боимся выступать ни первыми, ни вторыми. Однажды мы взяли гран-при, выступая именно первыми. Это был конкурс «Одаренная молодежь», там выступали 58 коллективов! Мы думали, пока все споют, про первых забудут. Но мы выступили так, что не забыли. Это был наш первый гран-при.

Ю.С.: — Пели а капелла. Соединили два произведения, композицию назвали «Фантазия в русском стиле». В нее вошли песня «Утро» композитора Бойко на слова Есенина и русская народная «Во кузнице». Цементировали эти два миниатюрных произведения стихами нашего преподавателя Ирины Перепелкиной, она у нас поэтесса. Не любит писать на заказ, но по нашей просьбе написала великолепные поэтические подводки. Второе произведение — тот самый «Красный конь», Фрадкин-Пляцковский, спели под фортепиано с ударными, очень ажурное сопровождение. Сорвали аплодисменты.

Е.Я.: — Сразу интервью стали брать — девчонки были в восторге. Благодарили, приглашали всех учиться, лично Галина Мурзай добрые слова сказала… Конечно, мы бы ездили на конкурсы больше, но тяжело выживается финансово. Нам бы спонсора… Мы бы поехали, показали Алчевск, знаем, что можем. Ведь нам уже 11 лет, мы ровесники с инструментальным ансамблем преподавателей «Вдохновение». Кстати, в апреле у нас будет совместный концерт, ждем любителей музыки в нашем концертном зале. А мне подумалось, что «Премьера» — очень символичное название для такого ансамбля. Дети вырастают, заканчивают школу и уходят, унося с собой все, что в них было вложено — а это так много! Приходят новые — и работа начинается сначала, и снова премьера. Нескончаемая премьера для учителей. Им нельзя уставать, нельзя остывать, позволять себе будничность, состояние «просто работы»… Это непросто. Такова цена за жизнь в состоянии вечной премьеры. Но в финале обязательно будут овации!

 

По материалам газеты «Огни»