Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



С 15 по 21 июля будет проводиться Неделя сохранения здоровья головного мозга

Головной мозг – главный орган центральной нервной системы человека, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение.Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и, если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.

В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и конечный мозг, представленный большими полушариями. Первые три отдела в совокупности (за исключением мозжечка) образуют ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов, они отвечают за обоняние, слух, движения глаз, языка и другие функции. Клетки головного мозга называются нейронами. Считается, что в человеческом мозгу насчитывается около ста миллиардов нейронов. Между этими нейронами существует около десяти триллионов связей, которые помогают нам читать, писать, смотреть, учиться, планировать, думать, чувствовать, двигаться и ежедневно решать проблемы.

Средняя масса головного мозга взрослого мужчины составляет 1400 грамм, женщины – 1250 грамм, что соответствует 2-2,5% массы тела. Масса головного мозга новорожденного около 350 граммов. Максимальной массы головной мозг достигает между 18 и 30 годами жизни, затем она постепенно уменьшается. Головной мозг получает около 30% крови, перекачиваемой сердцем, и потребляет 20% всего кислорода и энергии организма, которые поступают к нему по кровеносным сосудам. Клеткам мозга требуется много энергии, поэтому без адекватного снабжения кислородом и энергией тканей центральной нервной системы развиваются различные неврологические заболевания и дисфункция мозга. На 73% человеческий мозг состоит из воды. Полтора часа активного потоотделения уменьшают мозг в объеме так же, как один год старения. Необходимо всего лишь на 2% уменьшить необходимый объем жидкости, чтобы развились нарушения внимания и памяти.

Человеческий мозг может хранить около 2 500 000 гигабайтов информации, что эквивалентно примерно 300 часам просмотра ТВ. Простой доступ к информации делает ее более сложной для запоминания: чем больше труда требуется для получения информации, тем лучше мы ее запоминаем. Мозгу требуется всего 1/10 000 доля секунды, чтобы отреагировать на любой стимул. Нервные импульсы от мозга и к мозгу двигаются со скоростью 270 километров в час. Любой сбой в работе головного мозга моментально сказывается на жизнеспособности человека, приводя к нарушениям в работе различных органов. Головной мозг можно представить, как высший командный центр, который руководит работой и взаимосвязью всех органов человека. Это централизованное управление позволяет быстро и четко реагировать на различные изменения внешней среды. 

Чем активнее мозг трудится, тем лучше он сохраняется. Его интенсивное функционирование позволяет человеку не просто стать успешным и эффективным в любой деятельности, но и сохранять ясный ум, бодрость до глубокой старости. Люди с широким кругом интересов, получающие множество впечатлений, решающие комплексные интеллектуальные задачи, намного дольше остаются активными, реже страдают депрессиями и старческим слабоумием.

Нарушения работы мозга могут быть весьма разнообразными: нервно-мышечные заболевания, эпилепсия, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, различные виды деменций, хроническая ишемия головного мозга и инсульт.

В сохранении здоровья головного мозга поможет не только его активность, регулярная работа, но и общие советы медиков. Это здоровый образ жизни, достаточный сон, правильное питание, отказ от вредных привычек и сладкого, ходьба, физическая активность, тренировки и свежий воздух, задействие мозга в нестандартных задачах, поиске решений и выходов, общение с интересными, образованными людьми, развитие собственного интеллекта и кругозора, регулярная умственная деятельность (чтение, решение кроссвордов и головоломок, активизация мелкой моторики рук, их координация, многое другое). 

Для профилактики нейродегенеративных заболеваний мозга (пресловутый Альцгеймер) в основе рациона должны быть продукты с антиоксидантными свойствами (зелень пряная, тёмные ягоды, фрукты). Затем – продукты, которые являются источниками фосфолипидов (лецитина): желток яйца, печень, икра, сельдь жирная, мясо кролика, нерафинированные растительные масла (коричневый осадок на дне бутылки с таким маслом это и есть фосфолипиды). Полезна соя, но с оговорками. В сое содержится природный женский гормон фитоэстроген, поэтому мужчинам избыток сои вреден. В том числе из-за фитоэстрогенов, содержащихся в сое и хмеле (из которого делают пиво). Важнейшее вещество для памяти – незаменимая аминокислота метионин. Его источники – это творог, рыба, белок яйца, кунжут. Не забывайте про прочие морепродукты, семечки и орехи, оливки.

Мозгу нужен селен, который содержится в печени, зерновом хлебе. И обязательно - животный белок высокого биологического качества – телятина, крольчатина, нежирный творог, мясо птицы.

Для профилактики психиатрических заболеваний (например, депрессии) нужны продукты – источники триптофана (серотонина): сыр, рыба, мясо, бобовые, творог, грибы, овёс, финики, арахис, кунжут, кедровые орехи, молочка, шоколад, какао.

Обязательна нужна для мозга и физическая активность. Не потому, что во время занятий физкультурой "к голове прильёт кровь", как иногда думают. Нет, кровоснабжение мозга остаётся неизменным. А вот скорость и количество мотонейронов (то есть двигательных нейронов), мчащихся из мозга в мышцы, во время занятий спортом увеличится. Тренируя мышцы, мы тренируем мозг.

Мозгу нужна умственная нагрузка. Можно скептически относиться к разгадыванию кроссвордов как способу профилактики старческого слабоумия – это было бы слишком просто. Для тренировки мозга нужны абсолютно новые виды активности – то, чем вы раньше (до 50 лет) никогда не занимались – например, начать учиться играть на музыкальном инструменте, изучать иностранный язык, освоить новый вид спорта. Очень полезно начать заниматься танцами. В общем, нужно осваивать неожиданные и непривычные для себя сферы. И тогда светлая голова и ясный ум останутся с нами надолго.

Как сохранить здоровье мозга? Ответ на этот вопрос зависит от того, имеются ли какие-либо неврологические заболевания или нет. Если человек перенес инсульт, он должен получать терапию, направленную на предупреждение повторных инсультов и других сосудистых событий. Если есть умеренные когнитивные расстройства, то обязательно надо следить за такими показателями как артериальное давление, уровень холестерина и глюкозы, ритм сердца.

Общая, подходящая всем рекомендация по профилактике заболеваний, связанных с нарушением работы головного мозга - сохранять высокий уровень умственной активности и больше двигаться. Гиподинамия – один из главных факторов риска и сосудистых, и когнитивных нарушений. Полезно гулять и плавать, решать задачи и разгадывать кроссворды, усваивать новую информацию (например, учить стихи). Даже путешествия служат профилактике когнитивных нарушений – человек оказывается в новых условиях и вынужден решать новые задачи, что стимулирует мозговую деятельность. 

Работоспособность, память и скорость мышления напрямую зависит от количества нейронных связей. А значит, постоянное развитие мозга улучшает и качество нашей жизни.

Возьмите на вооружение 7 полезных упражнений, которые помогут сделать ваш мозг более быстрым и эффективным.

       1. Используйте нерабочую руку. Причесывайтесь или чистите зубы слабой рукой. Правши используют левую руку, левши – правую. Это активирует моторную кору в противоположном полушарии, что эффективно скажется на работоспособности.

       2. Включите нерабочие сенсоры. Попробуйте передвигаться по квартире или принимать душ вслепую. Вы не поверите, насколько сильно обострятся остальные органы чувств. Попробуйте на ощупь определить тип предмета, достоинство монетки или найти неровности на рабочем столе.

  1. Обоняние напрямую связано с мозговым

эмоциональным центром. Вдыхайте эфирные масла и прочие запахи, новые ощущения запустят работу мозга!

  1. Каждое новое место – встряска для мозга. Он начинает анализировать ситуацию, копить данные, обостряются все органы чувств. Чаще посещайте музеи, выставки, постройте новый маршрут на работу.
  2. Двигайтесь асимметрично. Например, попробуйте рисовать на бумаге одной рукой треугольник, а другой – квадрат. Фигуры не должны быть похожими друг на друга. Изобразить их по отдельности не составит труда, но если делать это одновременно, мозг будет озадачен.
  3. Решайте головоломки. Судоку и кроссворды тоже полезны для тренировки мозга, но при одном условии: если вы решаете их нечасто. Если же каждый день вы заполняете по десять кроссвордов и сходу можете назвать столицы Мадагаскара, Мозамбика и Сомали, эти виды головоломок для Вас – рутина, и мозг к ним уже привык.
  4. Очень эффективны упражнения на пальцах. У этого комплекса упражнений для повышения нейропластичности и нейропроводимости мозга есть особое название — нейробика. Она позволяет активизировать работу мозга за счет подключения всех органов восприятия, двигательной активности и эмоций. Например:

«кулак — ребро — ладонь»: положите руки на стол и последовательно меняйте положения сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя вместе: ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, выпрямленная ладонь на плоскости стола;

- «все отлично»: вспомните, как выглядят знаки «peace» и «ок», вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки; упражняйтесь так несколько минут, после сделайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе;

-«ухо-нос»: скрестите руки, затем ладонью правой руки коснитесь кончика носа, в это же время ладонь левой руки касается мочки правого уха, далее меняем: ладонь левой руки касается кончика носа, правой — мочки левого уха.

 

Как видите, для когнитивных тренировок не обязательно нужно нечто очень серьезное и заумное — помогут даже занятия, не требующие большого интеллектуального напряжения и много времени. Главное, стараться выполнять их регулярно!

      

 

Кабинет санитарного   ГБУЗ «АЦГМБ»