Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Когда в доме живет счастье

Как вы представляете себе многодетную маму? Наверняка солидной, степенной женщиной, погруженной в бесчисленные домашние заботы. Ирина ФЕДОРОВА совсем другая. Стройная, подвижная, улыбчивая, она вполне может сойти за сестренку своего старшего сына Эдика. А всего детей у нее шестеро.

Ира и не думала, что ее жизнь сложится так, как сложилась. Как многие девушки, мечтала: замуж — раз и навсегда, родятся мальчик и девочка... Получилось иначе. Первый брак распался, а детей уже было трое. Иные в такой ситуации поставили бы на себе крест: дескать, кому я теперь нужна, с тремя-то детьми... Ирина жизни не пугалась. И замуж снова вышла, и еще троих родила — несмотря ни на что. На что именно? А все ее младшие дети — уже «военные»... 

Мудрыми и смелыми оказались супруги Федоровы. Возможно, жизненный опыт сказался: у каждого второй брак. Возможно, чувствуют: нынешняя семейная история — это уже навсегда. У них быстро родились дочери-погодки, а потом... 

— Жена настояла, что у нас должен родиться сын, продолжатель фамилии, — улыбается Александр ФЕДОРОВ. 

— Я не настраивался именно на сына: просто хотел ребенка, лишь бы он здоров был. Но родился сын. Богдан Александрович Федоров. Детей стало шестеро. Конечно, легко им не было — ни физически, ни морально. Добавим к обычным трудностям многодетных семей то, что для троих старших Александр — не родной отец. Они и фамилию носят другую — Шавран. Но у него хватило сердца, терпения, мужества стать для Эдика, Вики и Саши близким человеком. Они не зовут его папой — да на этом никто и не настаивал. Ребятам предложили выбор, и они предпочли называть отчима дядей Сашей. Ведь не это главное, правда? Главное — тепло, доверие и чувство «мы — одна семья». А это все Александр дал детям, не деля их на своих и не совсем своих. Что же до обычных трудностей — Федоровы прошли через все,  что положено. И через ревность старших к малышам — тоже. 

— Старшие нам поначалу высказывали: вы маленьких больше любите, вы им больше позволяете, больше сладостей покупаете,  — вспоминают Ирина и Александр. — Разговаривали, объясняли: родители любят всех, но у старших больше ответственности — ведь им больше по силам. Конечно, на смену понятной детской ревности со временем пришли привязанность, любовь, дружба. Но конфеты, смеются старшие Федоровы, до сих пор покупаются только в одинаковых фантиках и делятся строго по счету — чтоб никому не было обидно. Неизбежной трудностью было и растущее количество забот. Тем более, что был период, когда Саша по работе постоянно уезжал надолго, дома бывал пару дней в месяц. А на Ире — дети (младший тогда — грудной младенец), дом, огород... Но справлялись. Старшие подтянулись помогать. 
 
— Сейчас уже и младшие просятся помогать, — не без гордости говорит Ирина. — Богдашка, ему в июле три будет, когда все покушают, начинает посуду складывать, только не понимает еще, что ложки из тарелок убрать надо. Вообще, в семье нехватки в помощниках нет. Старшие ухаживают за маленькими, помогают первокласснику Саше делать уроки — хотя он вообще-то парень самостоятельный. На ответственности двенадцатилетней Виктории — мытье посуды. Впрочем, она уже и готовить пытается — правда, пока с мамиными подсказками. Настюшка и Маргошка (им шесть и пять) стараются помогать старшей сестричке. А четырнадцатилетний Эдуард, как самый взрослый, с дядей Сашей по мужской работе: ее всегда хватает в доме и во дворе. 
Федоровы на собственном опыте проверили утверждение: трудно с одним ребенком, а когда их много — все упрощается. 
 
— Это правда, — согласен Александр. — Вот зимой, например, дети много времени проводят дома. У нас они не скучают и нашего внимания постоянно не требуют, друг с другом играют, у нас появляется время заняться чем-то по хозяйству или отдохнуть. 

— Вот Эдуард вчера ходил на рыбалку, взял троих младших, — подхватывает Ирина. — Предупредил: только тихонечко, я буду рыбу ловить, шуметь нельзя. Часа два пробыли, радости была куча, вернулись с уловом. Улов, правда, котам на обед, но главное — им интересно было. Когда начались военные действия на Донбассе, большой семье было нелегко, ведь Настя и Маргарита — 2013 и 2014 года рождения. Скудно питались, выживали благодаря гуманитарке. Но Ирина вспоминает об этом без надрыва: тяжело пришлось всем, есть семьи и побольше — ничего, 
выдержали. Им и сейчас не очень просто материально, но радостей больше. 
 
— Радость — смех детей, их «мама, папа», их постоянное «мама, помоги, папа, пойдем». Их радость, улыбки, обнимашки. Это великолепно, — признается Ирина. — Приходишь домой — тебя ждут. Идешь и радуешься этому. Что еще надо? — улыбается Александр. Как что надо — а своими интересами жить? — спросят многие 
ровесники молодых супругов Федоровых. На это, честно признаются Ира и Саша, пока что времени нет. 
 
— Для себя пожить хотелось бы иногда, просто выйти с мужем в парк прогуляться, посмотреть на людей, на природу, — говорит Ирина. — Но не получается. С подругами в последний раз встречалась очень давно. Вот разве что по дороге в садик удается чуть-чуть прогуляться. А интересы? Вот у меня огород, цветы, я любитель цветов — не в горшках, а чтоб росли. Это мое любимое, и днем, и ночью буду копошиться. Мы стараемся пока больше отдать детям, потом уже для себя. Может, потом дети сами скажут: отдохните! А пока родителям не приходится скучать среди подвижной и деятельной ребятни. Они все шустрые и активные. Эдик любит рыбалку, Виктория — рукодельница, Саша вообще на месте не сидит: велосипед, футбол, беготня. Настюшка и Маргошка тоже непоседы, обожают мультики и кукол. Они, как и Богдан, самый младший, пока детсадовки. «Девочки — мои принцессы, а мальчики — принцы» — ласково говорит Ирина. И, конечно, они не жалеют, что их семья стала такой большой. Уверены, что в этом — преимущество для самих детей. 
 
— Когда ребенок в семье один, он вырастает эгоистом и нарциссом, — считает Александр. — В большой семье коллективное мышление быстрее появляется, ребенок приучается думать не только о себе, но и о других. 
А это качество, точно знают родители, обязательно пригодится детям в будущем. Каким оно окажется, это будущее? Их дети решат сами. 
 
— Наше дело — дать им здоровье и дать образование, — рассуждает глава семьи. — Техникум, училище, нужная профессия. В институт можно и потом поступить заочно. Выбор профессии сделают дети, мы не думаем за 
них, сами должны решить. 
 
— Да, это человек должен только сам решать, — согласна Ирина. 
 
— Вот я любитель тяжелой работы, сидеть перед компьютером — это не мое. Родители после девятого класса отправили меня учиться на повара — я вернулась в школу. А потом пошла на штукатура, это мой был выбор. Не хочу, чтобы мой ребенок потом меня упрекал, что я выбрала за него. Александр и Ирина Федоровы знают: их сыновья и дочери в жизни плохого не выберут. А родители свой выбор уже сделали: домик на Жиловке, много цветов, вечные хлопоты и голоса их любимых детей. Это и есть счастье. 
 
По материалам газеты «ОГНИ»