Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Девушка за роялем

Судьба человека ...Она идет по школьному коридору — красивая, сияющая глазами и улыбкой, слышная звучным голосом, издали различимая ароматом духов. Вокруг толпа — казенным языком говоря, учащихся. Для нее это слово не подходит: казенность — это безликость, а вокруг лица. О каждом она знает, кажется, все. И точно знает: Вовке мимоходом надо погрозить пальцем — поймет, за что; Танечке кивнуть и улыбнуться, ей всегда нужна поддержка; у Светы болеет мама, ее погладить по головке и шепнуть что-нибудь ободряющее; Димону — дружественный подзатыльник... Невозможно понять, как ей это удается — знать, помнить; как у нее все вовремя — и улыбка, и подзатыльник. Невозможно понять, почему на ее уроках всегда так интересно, как ей удается всегда быть красивой и веселой. А все невозможное необыкновенно привлекательно в глазах детей. И очень понятно, что десятки сердец загорались желанием — быть, как она. Как она — учителем, которого все любят. Как она — человеком, на которого хочется походить во всем...

Вот так, стремительно шагая по школьным коридорам, Ольга Павловна ЧЕРНЫШОВА походя решала судьбы. Очень многие начинали пока еще неосознанно работать над собой, чтобы — такое же чувство юмора, доброта, обаяние, энергия. Некоторые поступали в пединституты в подражание ей и потом старательно копировали на первых уроках Ольгу Павловну, пока не вырабатывался свой стиль преподавания.

Забавно, что у нее самой такой ситуации в жизни не было. Более того: не было и мыслей о педвузе. Но судьба словно ставила препоны на ее пути к другим профессиям. Поступала в музучилище, в медицинский — и всюду какие-то нежданные подвохи. Четыре года упорно снова и снова становилась абитуриенткой!

...Мальчишке шесть лет. У него первая любовь. И влюблен он не в какую-то малявку из своей или даже младшей группы — еще чего! Обьект его воздыханий — музыкальная руководительница с длинной косой. Он упрямо называет ее Олей и каждый день выходит встречать, торчит на лестничной площадке. А однажды не поздоровался. На вопрос, в чем дело, мрачно ответил: «Я вчера в кино тебя с женихом видел!». Шестнадцатилетняя Ольга Павловна понимает: смеяться нельзя...

Да, музработником она стала в 16, после первой неудачной вступительной эпопеи. Возвращалась в «Ласточку» снова и снова, но и мысли о том, что работа с детьми — ее призвание, не возникало. А вот малышня ее любила. Судьба тем временем, устав ждать, подтолкнула. Подруга собралась поступать в Пятигорский институт иностранных языков, и Оля вдруг решила: а, за компанию! Знаменитый вуз принял абитуриентку. Судьба удовлетворенно кивнула. Все сошлось.

...Девушка сидит за роялем, пальцы уверенно бегают по клавишам. Звучным голосом поет «Я встретил вас». Преподаватель говорит: «Давайте зачетку». И студентка получает пятерку... по истории КПСС!

Да, Пятигорский иняз был интересным вузом... — Историю КПСС у нас преподавал Анатолий Яковлевич Семакин, и он же был деканом факультета эстетики, — с улыбкой вспоминает Ольга Павловна. — Импозантный, очень образованный, раньше в МГИМО работал. Сдавала ему экзамен, а он говорит: «А вы не хотите мне что-нибудь сыграть?». Минут двадцать ему играла — на этом экзамен кончился... Все во мне — от людей, которые меня окружают. Я была очень застенчивой, только в институте стала раскрепощаться. Даже в студенческом театре играла!

А институтский театр, надо сказать, в Пятигорском инязе был удивительный. Руководила им профессиональная и очень талантливая актриса Надежда Алексеевна Сивкова, в свое время служившая в театре Моссовета. Как она рассказывала, как интересно проходили репетиции! Чтобы представить масштаб личности Надежды Сивковой, достаточно сказать, что один из бывших студентов-актеров посвятил 13 лет жизни написанию книги о ней. Сегодня эта книга Георгия Карчевского (ставшего, кстати, артистом) есть во всех библиотеках Ставропольского края. Есть она и у Ольги Павловны. А тогда под руководством Надежды Алексеевны она узнавала новую себя, играла в водевилях, даже Эльмиру в мольеровском «Тартюфе» сыграла. Необыкновенный город, окружение единомышленников, сцена и общая студенческая безбашенность, одинаковая во все времена, преобразили послушную скромницу.

— Однажды мы решили придумать что-нибудь к Дню рождения комсомола, — рассказывает Ольга Павловна.

— А в Кисловодске как раз находилась олимпийская сборная Советского Союза: чемпионы мира, знаменитые спортсмены, там были боксер Валерий Попенченко, легкоатлет Николай Озолин... Мы решили пригласить их на встречу в институт — и меня командировали организовать это. Тренер принял благосклонно, поставил одно условие: чтобы спортсмены к 11 вечера вернулись, у них режим... Встреча прошла очень интересно. И, конечно, они опоздали на последнюю электричку! Мы с девчонками всю ночь гуляли с ними в парке возле вокзала, танцевали летку-енку и что мы только не танцевали...

Хорошо, когда «золотые студенческие годы» — не просто устойчивое словосочетание, а правда. У нее так и было. Лучшее, как известно, пролетает быстро. И вот дипломированный педагог — в своей родной 15-й школе:

— Я пришла при директоре Иване Гавриловиче Рябенко, при нем и школу заканчивала. Школа, конечно, была сильная. У нас был стиль академичный. Какие учителя были! Всеволод Трофимович Чернышевский — он никогда никого не ругал, не кричал, он брал под ручку того, кто бесился на перемене, и начинал прогуливать по коридору... Те, кто меня учил, с кем я потом работала, были действительно очень стоящие. А дети были, как всегда, разные. Но ко всем старалась относиться по-честному. Было много случаев, когда и на комсомольском собрании приходилось выступать в защиту детей, говорить учителям в глаза, что они неправы. Не потому, что авторитет у детей хотела завоевать. Хотела, чтобы было справедливо.

И, поверьте, не было такого шалопая и хулигана, который бы не понимал этого. Тогда, должно быть, и выработалось отношение, сопровождавшее Ольгу Павловну всю жизнь. Одних — учителей, начальников, людей, от которых зависишь — боятся. Других... тоже боятся. Боятся подвести. С нею именно так и было. Всегда: в учительскую пору, и когда стала заместителем директора по организации внеклассной работы, инспектором гороно, и позже, когда возглавила гороно — совсем не стремясь к этой должности, а потому, что есть такое слово — надо. Достаточно сказать, что заведующей Ольга Чернышова стала в печально памятные 90-е. Но, как ни трудно было, и тогда смогли немало: в городе в тот период открылись СШ № 11, информационно-технологическая гимназия, где очень скоро проводили всеукраинскую олимпиаду по физике; центр детского и юношеского творчества получил собственное здание, СШ № 12 — бассейн, к СШ № 13 пристроили столовую...

...На сцене детской музыкальной школы — симфонический оркестр. Сменяются вокалисты, звучат красивые голоса. В зале — серьезные лица жюри: один другого академичнее и знаменитее. Идет третий тур конкурса, совсем скоро им предстоит назвать лучших. «Усталая, но счастливая» — пошлейшее, конечно, выражение, но точнее всего передает состояние женщины, присевшей в глубине зала. Получилось!

А это уже совсем другой период жизни Ольги Павловны. Она была советником городского головы, когда Алчевску предстояло принять и провести II Международный конкурс вокалистов имени Ивана Алчевского. Чернышову «выдвинули» в исполнительные директоры конкурса. Она понятия не имела, как это делается, но знала: необходимо все выдержать на самой высокой высоте. Больше ста участников, с ними концертмейстеры, да именитые члены жюри — всем требовалось внимание. Бездна организационной работы. Действительно бездна, потому что фестиваль был уникальным: нигде и никогда не проявляли столько заботы о конкурсантах. Обычно ее вообще не проявляют. Не удивительно, что все, кто побывал в тот год в Алчевске, долгие годы благодарно вспоминали наш город: и идеальную организацию, и совсем не казенное, очень человеческое тепло, которым они были окружены буквально на каждом шагу.

А как это было достигнуто, знают только Ольга Павловна и те, кто вместе с нею вынес на себе.

— Наверное, все начиналось тогда, когда я в институт олимпийскую сборную приволокла, — смеется Ольга Павловна. — Мне никто не мешал. Не было никаких циркуляров, было поручено — и я делала, как понимала, делала с удовольствием. Это было полное сумасшествие. Но люди, сама атмосфера, май, чудесная погода — все было настроено на праздничный лад, несмотря на то, что было очень тяжело. Было много единомышленников, все хотели, чтобы все это состоялось. И праздник действительно состоялся. Праздник для всего города... Я по жизни фаталист. Много было моментов, когда судьба брала все в свои руки. Хорошего много было. Плохое… Все мое, какое есть.

Наверное, мысли с итоговым оттенком навеяны предстоящим юбилеем. Потому что жизнь-то продолжается. С проблемами, радостями и заботами, с прошлым, настоящим и будущим, которое связывается с младшими поколениями семьи: взрослый состоявшийся сын и внук — красивый, талантливый, тоже уже почти взрослый. И судьба, которая поглядывает и кивает удовлетворенно: да, все получилось. Ведь в сегодняшней мудрой женщине совсем нетрудно узнать ту девушку с толстой косой, что играла на рояле. А значит — все получилось.

По материалам газеты «ОГНИ»