Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Я леплю из пластилина...

Наверное, многим со стороны кажется: скульптура — очень тяжелая работа. Для нее нужны специальные данные, невероятное терпение и физическая сила. Как там — «беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее?»… Ну да. Роден, Микеланджело и Фальконе.

А если выставка работ учеников 1-4 классов детской художественной школы?

 Переступаешь порог — и сразу попадаешь в окружение молчаливых пластилиновых фигурок. Впрочем, молчаливых ли? В этих работах, пусть не всегда очень умелых, столько эмоций, что, если прислушаться…

Кто-то из великих философов сказал, что скульптура — муза молчаливая и скрытная. Из этого следует, что понимать скульптуру труднее, чем живопись. Тем не менее, ученики художки с первого класса с удовольствием постигают это искусство, порой даже предпочитая его рисунку и живописи, и никого из них не смущает мысль, что для этого нужны какие-то особые данные. А нужны ли?

— Научить всех можно, — считает преподаватель Владимир БОРИСЕНКО. — Речь идет о детях. Они готовы к этому, им интересно, для них это игра. Если учитель может еще создать атмосферу азарта в этой игре, то детям все нравится. Так они входят в работу. А если ребенок работает, то чему-то научится. По опыту — у 80 процентов потенциально заложены способности, дай только направление, и они будут работать. У нас все специальные предметы — в основном работа на двухмерной плоскости. И вдруг такая вот организация пространства — новые возможности, а если еще интересно подавать…

В школе работают по большей части с пластилином. Материал доступный, с младенчества знакомый, легкий в работе. Но, безусловно, хочется разнообразия. С глиной работать нет технической возможности. Поэтому дети режут фигуры из гипса, пенопласта. Владимир Герасимович ставит на стол очень сказочно выглядящие белые фигуры: Алиса в Стране чудес и Робинзон Крузо с попугаем на плече.

— Мы работаем от простого к сложному, — объясняет преподаватель.

— Чтобы создавать такие образы, нужно сначала изучить пропорции фигуры человека, окружающего мира. Это сложные работы, коллективные. Робинзон, кстати, заработал специальный приз Союза художников…

Скульптура — трудоемкая работа, не каждому по характеру подойдет, но есть все возможности, чтобы научиться. Потенциально каждый ребенок заряжен на это, но каждый больше тяготеет к чему-то своему. У талантливых, но не трудолюбивых не получится. Наша задача — пробудить желание, на старте помочь оторваться от земли. Заинтересовать так, чтобы уходил отсюда — и в следующий раз хотелось опять прийти.

И им хочется. Наверное, для детского воображения скульптура — это сама конкретика, возможность создать самого настоящего человека. Ну, почти настоящего, менее условного, чем на рисунке.

— Я поняла, что могу свои рисунки делать объемными, много скульптур слепила по своим же рисункам, нравится делать объемные варианты своих персонажей, — рассказывает Алина КОРЯГИНА.

— Когда я их леплю, чувствую, что могу придумать еще какие-то детали, чем-то дополнить, что-то убрать, мне нравится это делать. И у нас очень хороший преподаватель. Владимир Герасимович очень мягко все объясняет, помогает, если что-то не получается, показывает, он терпеливый, приятный. И он лепит по-особенному, у него свой стиль.

— Скульптура мне нравится, потому что можно выразить объем, сделать более детально, в рисунке сделать такое трудно, нужно иметь огромный талант, чтобы так показать, — говорит София ЗЕЗЮЛИНА.

— С помощью скульптуры можно создать очень выразительный образ. Вот эта девочка: у нее нежное платьице, воздушная прическа, можно понять, что она такая хрупкая, женственная, что с ней можно приятно общаться…

Для некоторых это трудно, не у всех есть мелкая моторика рук. Мне пока что больше нравится рисовать, но и скульптуру ценю, у меня хорошо получается. И сейчас я дома делаю такую работу — похоже на живопись пластилином. Мелкие  кусочки  смешиваешь  с  другими,  размазываешь пальцем по картону… У меня там будет колибри над цветочком.

Конечно, для создания скульптуры нужны не только «другие» руки — особенно чуткие и умелые. Нужно «другое» мышление, и способность к нему развивается от занятия к занятию.

— Мы даем академические знания, а это значит знание законов, без которых невозможно стать художником, — отмечает преподаватель Светлана ПОЛИЩУК.

— Дети очень любят скульптуру, у многих это самый любимый предмет. Мы профессионально учим работать с каркасом, он очень важен, учим чувствовать форму: на каркас наращивается нужный объем, и мозг учится мыслить объемно, эскиз в голове возникает уже не двухмерный. Нужно понимать, как будет выглядеть изображение и в фас, и в профиль, как передать пропорции, движение. И, конечно, все работы очень эмоциональные: это дети, они не могут без эмоций. Именно поэтому взрослому никогда не удастся выдать свою работу за детскую…

Что же нужно, чтобы пластилиновая фигурка получилась живой? Соня Зезюлина считает, что нужно все о ней придумать, пока работаешь. Маша НЕЧИПОРЕНКО уверена: чтобы присутствовала душа, нужно вложить в работу всю свою любовь. Совсем как в стихотворении Юнны Мориц «Я леплю из пластилина»: если любишь маловато свои фигурки — ничего не получится. Она слепила ангела:

— Ангел оберегает человека, хочу, чтобы они были рядом в наше непростое время. Это интересная работа, не похожая на то, как рисуешь красками, здесь раскрываются другие возможности. Трудно ли? Когда в удовольствие — не трудно. И когда талантливые учителя, увлеченные своим делом.

А вот для Сабины БЕРЛЮБСКОЙ занятия скульптурой — важная составная часть планов на будущее:

— Скульптура для меня значит многое и будет значит еще больше. Я хочу стать архитектором, она мне очень нужна. Скульптура — более лаконичное выразительное средство, чем живопись, она учит концентрировать мысль, понимать, видеть и создавать объем. Думаю, не все художники могут быть скульпторами, надо уметь видеть форму фигур, в каких они плоскостях находятся, пропорции… Для меня это еще и любимое хобби. Мне очень нравится рисовать, у меня дедушка художник, я хочу продолжить его род. Ради этого Сабина работает много. И, добавим, успешно. Новый успех — первое место в номинации «Живопись» на Республиканском конкурсе «Мир. Победа. Отчий дом». 

К слову, участие ДХШ в конкурсе было удачным: семь участников — четыре награды. Артем Вовченко занял третье место в номинации «Фотография», Вика Бойко и Лиза Шарунова награждены дипломами.

По материалам газеты «ОГНИ»