Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Вартан Арушанян: «Занимайтесь интересными делами, наполняйте жизнь красками, событиями, общением»

алчевск в лицах 2Имя Вартана Арушаняна уже знакомо и нашим читателям, и многим в городе, и далеко за его пределами. И произносится это имя обычно с уважением, даже с оттенком восхищения — совершенно справедливого. На него возлагают серьезные надежды, его научную работу высоко оценивают и прочат ему большое будущее — а между тем человек учится только в десятом классе. Распространенные шаблоны юношеских комплексов, непонимания своего предназначения, неумения видеть цели, а пуще того — их добиваться — все это не про Вартана. Он хочет стать врачом, заниматься лечебной практикой и наукой и спокойно, обстоятельно, вдумчиво к этому идет.

Недавно Вартан Арушанян и его научный руководитель Галина Капранова вернулись из Москвы, где проходили 24-е Всероссийские чтения имени Вернадского. По сути, это серьезнейший международный конкурс исследовательских работ.

— Именно исследовательских, не проектных, — уточняет Галина КАПРАНОВА. — В условиях подчеркивалось, что нужны исследования, методика, и не одна. Работ было представлено очень много от участников из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. На первый тур отобрали 2000 из них, на второй прошла 1000 работ, и наша в том числе.

Учитель и ученик сияют от радости и свежих московских впечатлений. А между тем участие в этом форуме было серьезным испытанием, на которое пошли по собственной инициативе. Два года слышали о конкурсе, читали в разных источниках — решили поучаствовать. На словах все крайне легко. А на деле так непросто, что Галина Капранова говорит с законной гордость: «Вартан выдержал это испытание».

— У меня работа психофизиологического характера, — рассказывает Вартан АРУШАНЯН. — Тема — «Сравнительный анализ образа жизни и состояния здоровья школьников и студентов колледжа в условиях военной обстановки». Условия военной обстановки являются фоном для наших школьников, и мы сравнили, как же отражается она на их состоянии здоровья.

— Вартан, ты уж прости, но ответ на поверхности: плохо отражается, как же еще!

— Разумеется, плохо — это не открытие. Но в каких качествах, как именно, в каком временном промежутке? Тут можно если не открытия сделать, то некоторые факты удостоверить и проявить. Вы, например, знали, что в Первомайске школьники больше спят по сравнению с Алчевском? Это реакция на то, что они не хотят пребывать в состоянии войны, стремятся не прерывать состояние сна для сокращения времени активного бодрствования в условиях военной обстановки. То есть, спасаются, как могут, от реальности, которую не могут принять. Кроме того, у подростков прослеживается склонность к вредным привычкам, повышение уровня психологических состояний — таких, как ситуативная и личностная тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность. (Фрустрация — состояние, возникающее в ситуации невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. Ригидность — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. — ред.) Вместе с тем, они стали добрее, гуманнее, больше заботятся о близких. Под влиянием военной обстановки формируются такие высокие моральные качества, которые помогут им в дальнейшей жизни.

— Твоей задачей было только удостоверить факты или еще и предложить пути выхода из ситуации?

— Есть ведь две стороны: научная и практическая. Практическая сторона включает рекомендации. Мы руководствовались мировой практикой: выполнить объективное обследование всех школьников с последующей разработкой мероприятий, чтобы привить здоровый образ жизни, как необходимую жизненную потребность. Чтобы школьник понимал: образ жизни, который он ведет, в определенной мере скажется на его состоянии здоровья, выбранной профессии и так далее.

— Ты ведь и сам такой же подросток. Что бы посоветовал ровесникам не как молодой ученый, а просто как одногодок?

— Не следовать за плохим примером, но и не искать особо идеалов, работать так, как они хотят, действовать так, как они желают, заниматься интересными делами, наполнять жизнь красками, событиями, общением.

К своей работе десятиклассник СОШ № 3 подошел очень серьезно. Было проведено анкетирование всех алчевских школьников, трех школ и строительного колледжа Первомайска. Данные переводились в процентное соотношение, подсчет — в компьютерной программе, проверка — вручную: все в соответствии с принятой научной практикой. На все это ушел не один месяц труда. Зато Вартан владел темой до мелочей, что очень пригодилось на конкурсе, где его работа попала в секцию «Психофизиология».

— Мы выдержали стендовую защиту, где нужно было представить свою работу экспертным группам и всем участникам, порядка семи часов быть у стенда и ответить на огромное количество вопросов, — рассказывает Галина Капранова. — Вартан должен был очень убедительно провести дискуссию. На стендовой защите его работа оказалась одной из лучших, он попал на пленарную защиту. Там Вартан выступал очень активно и очень уважительно. Хочется отметить его умение вести дискуссию, понятийный аппарат, которым он владеет. Оценили его активность, умные вопросы, стремление помочь другим… Для нас это большой опыт.

— Умение вести дискуссию, сохраняя сдержанность, дипломатичность, уважение к оппоненту, действительно редкое для твоего возраста, Вартан. Как ты постигал эту науку?

— В нашем городе много лет существует МАН — Малая академия наук. Именно там прививают такое умение уважительно общаться с оппонентом, с рецензентами. Если честно, на конкурсе далеко не всегда встречалось такое. Мало кто благодарил за доклад, кто обращался к докладчику на вы. Я считаю, что есть обязательные каноны, которых надо придерживаться, руководствоваться ими. Это серьезная школа, которую любой молодой ученый, мне кажется, должен пройти. В нашем городе проходят такие научные турниры, и это хороший, приятный опыт, за который я благодарен управлению образования.

Без сомнения, в Москве Вартану Арушаняну пригодился весь его опыт — и научный, и жизненный. И все душевные силы — ведь, говорит он, было страшновато от сознания, что защищаешься не где-нибудь — в Российской академии наук! И обаяние, и доброжелательность, и полные живого интереса глаза — все добавляло симпатий к юному алчевскому ученому. Да-да, результаты конкурса вполне позволяют так называть Вартана.

— Конечно, главная награда — диплом лауреата: «Награждается победитель…», — улыбается Галина Капранова. — Это самая большая заслуга. А еще грамоты за лучшее представление работы, лучший доклад, самую активную работу в секции, изучение социально важных вопросов… Даже за художественную самодеятельность! Там было это предусмотрено: каждый участник представлял свой регион номером художественной самодеятельности. Это было настолько необыкновенно, как будто перед нами пронеслась вся география России. Мы очень благодарны учителю музыки Татьяне Валентиновне Паламарчук — она написала слова на мелодию песни из фильма «Весна на Заречной улице». Вартан очень творчески подошел, создал презентацию, караоке, попросили, чтобы нам подпевали.

— Да, я всех честно предупредил, что мне основательно наступил на ухо медведь, и попросил помогать, — смеется герой дня. Вартан Арушанян стал еще ближе к исполнению своей мечты. А мы с вами (возвращаясь к началу разговора) еще раз удостоверились, что живем не зря и все у нас будет хорошо: невозможно иначе в городе, где растут такие дети. Ну, а научным корифеям, да, скоро придется потесниться: идет новое поколение!

По материалам газеты «ОГНИ»