Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Ранний детский аутизм, диагностика, социализация в обществе

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН  18 декабря 2007 года. Цель этой даты – обратить внимание общественности на  необходимость помощи людям, страдающим неизлечимым заболеванием.

Аутизм – это  заболевание, при котором нарушена социальная  адаптация человека, дефицит проявления эмоций, а также задержка психо- речевого  развития. Многие родители его воспринимают как своеобразный приговор. Детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Значение слова аутизм - «внутри себя», поэтому  ребенок свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте. Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет. Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг имеет нормальное строение.  У мам беременность  зачастую протекает нормально. Определенную роль  играет генетическая предрасположенность. Восприятие мира аутичным ребенком своеобразное. Он воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук  провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает. Ранними признаками  аутизма у ребенка являются нарушенное социальное взаимодействие: нарушен контакт глаза-в-глаза, или он полностью отсутствует. Аутист не может понять эмоции других людей, поэтому мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы. Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Ребенок не интересуется ровесниками, малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Нарушение  коммуникации у детей до 5 лет и позже проявляется задержкой речи или ее полным отсутствием (мутизм). Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Стереотипное поведение: зацикливание на одном занятии, повторение бессмысленных движений много раз.

Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии, а также аутоагрессии. В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Зачастую у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости. Иногда у детей с аутизмом проявляются уникальные способности к счету, чтению, музыке и т.д. Но при этом ребенок не может овладеть самыми простыми бытовыми навыками.

Нужно стараться диагностировать  аутизм как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

Лечится или нет, это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм?» однозначен: «Нет, не лечится». Однако поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

Подход к воспитанию детей - аутистов особенный: необходимо осознать, то  что аутизм является способом существования, то есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей. Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже. Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими. В первую очередь необходимо сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить.  Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи. Устранить агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя  путем приема медикаментов, назначенных врачом – психиатром. Учить наблюдать, подражать,  идти на эмоциональный контакт. Лечение должно быть комплексным. У каждого ребенка свое сочетание нарушений, поэтому не может быть единого «рецепта» лечения аутизма для всех. В каждом случае нужна тщательная диагностика, индивидуально подобранное лечение и коррекционные занятия.

Аутизм считается неизлечимым заболеванием. Но если как можно раньше начать комплексное лечение в сочетании с коррекционными занятиями, аутистические проявления можно свести к минимуму. Ребенок адаптируется в обществе и будет учиться в обычной школе. В отдельных случаях диагноз аутизм может быть снят.

Заведующий диспансерным отделением ГУ «Алчевская психиатрическая больница» ЛНР Ю.А. Шмидт