Муниципальное образование
городской округ город Алчевск
Луганской Народной Республики

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Важная информация

Мы в социальных сетях



Кризис подросткового возраста

Сегодня, 9 ноября, состоялся брифинг практического психолога  «Алчевского казачьего кадетского корпуса» Яны Онофраш, которая рассказала об особенностях психологического развития подростков.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет и является более продолжительным, чем все другие кризисные периоды. Характеризуется данный  период изменением взаимоотношений подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, протестуют против обращения с ними как с маленькими.

- Поведение детей кардинально меняется, - заметила психолог, - многие становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам Яна Онофраш отнесла продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опеку, которые подростку кажутся чрезмерными. Ребенок находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

- Родителям необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития, - констатировала Яна Павловна. - У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате, в тот момент, когда ему действительно понадобится поддержка и помощь старших, произойдет  эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия и уважения. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Ребенок критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов во взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, характеризующийся поведенческими изменениями и эмоциональными вспышками: подросток сильно нервничает, обвиняет себя в несостоятельности, что приводит к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Говоря о поведенческих изменениях, психолог отметала, что проявляются таковые в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этот же период происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, распространяющаяся на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данный диссонанс может привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

В завершении выступления Яна Онофраш посоветовала взрослым (учителям, родителям, близким) перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

 Управление информационной политики