Молодежный совет ЖКХ Образование Медицина Вакансии Прямая линия Экономика Радио "ОГНИ" АСКЭТ
Главная Город Нормативно-правовая база План городских мероприятий Социальная сфера города Фотогалерея

Юрист информирует

Программа воссоединения народа Донбасса: Как получить помощь

Программа социально-экономического развития города Алчевска Луганской Народной Республики на 2017 год

Государственная налоговая служба ЛНР

Учреждения культуры города Алчевска

Архив статей

Предоставление административных услуг

Интерактивная экологическая карта

График приема граждан

График приёма депутатов Народного Совета ЛНР

Телефоны горячей линии

О назначении и выплате пенсий на территории ЛНР

Коммунальные предприятия города

   

Алчевск в лицах

Кто шагает дружно в ряд? 

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» 

Самое интересное

В Алчевске прошел флешмоб «Я люблю тебя, Республика!»

Более 8 тысяч алчевцев поучаствовали в акции «Бессмертный полк»

В Алчевске состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага ЛНР

Рубрики

Гиперактивность у детей: профилактика и методы коррекции поведения

Детская гиперактивность - это такая картина физического и психологического развития ребёнка, при которой наблюдаются: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.

Гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, чем девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет  «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончить с собой. Поэтому развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать.

На данный момент выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

Как же отличить гиперактивного ребёнка? Выделить детей дошкольного возраста, подверженных гиперактивности, сложно, это возможно лишь в том случае, когда повышенная активность ребёнка выходит за рамки здравого смысла и несёт опасность, прежде всего ему самому, скажем, он постоянно, несмотря на все предупреждения и воспитательные меры родителей, выбегает на проезжую часть. Но число таких детей относительно невелико. Гораздо более явно гиперактивность проявляется с того момента, как ребёнок начинает учиться в школе.

Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку – ну как он сможет подчиняться требованиям и дисциплине, если он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут? На фоне неумения выполнять в срок учебные задания и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требования которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое. Растёт непонимание в семье, которое рано или поздно приведёт к конфликтным ситуациям. А дальше больше, ибо, как гласит вековая народная мудрость, чем взрослее дети, тем больше с ними проблем.

Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, необходимо обратить внимание на ряд признаков.

Итак, ребёнок гиперактивен, если:

– не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии;

– прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

– слишком часто теряет вещи;

– избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;

– с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его;

– постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности;

– не может спокойно усидеть на месте;

– очень говорлив, даже болтлив;

– хронически имеет незаконченные задания и проекты;

– зачастую забывает важную информацию;

– постоянно проявляет беспокойство;

– мало спит, даже в младенчестве;

– имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах;

– имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос;

– не способен дождаться своей очереди;

– находится в непрерывном движении;

– часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника;

– подвержен частым и резким сменам настроения;

– стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех;

– имеет сильно разнящийся уровень выполнения заданий по различным учебным предметам (по математике – «1», по литературе «5» с двумя плюсами; в то время как закоренелые троечники сильнее его в математических задачах)

В случае если родители обнаруживают за своим ребёнком хотя бы треть из перечисленных выше признаков, весьма велика вероятность того, что они имеют дело с детской гиперактивностью. Чтобы не бить тревогу раньше времени, родителям лучше сначала обсудить ситуацию с педагогами и психологами и, если опасения подтвердятся, обращаться к врачу-детскому психиатру.

На что следует обратить внимание родителям и педагогам в обучении и воспитании гиперактивного ребёнка? Гиперактивные дети не нуждаются в специальных учебных заведениях и учебных программах. Учителя всех общеобразовательных школ должны владеть навыками работы с детьми, имеющими нарушения активности и внимания, должны создавать условия, учитывающие их особые потребности. Например, такого ребенка не следует сажать на последнюю парту или возле окна, ему может быть позволено вставать и ходить во время урока. Учебные задания должны быть небольшими, чтобы их выполнение не занимало слишком много времени – если гиперактивный ребёнок надолго засядет над задачей или уравнением, он его попросту бросит, не решив. Наконец, родителям необходимо запомнить несколько правил, которых они должны придерживаться в своём общении с гиперактивным ребёнком: хвалить ребёнка при каждом его успехе; избегать частого повторения слов "нет" и "нельзя" (не ограничивать без крайней нужды подвижность ребенка), говорить сдержанно и спокойно; следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня (создать максимально предсказуемый, устойчивый, постоянный микромир для ребенка), оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается; всячески поощрять те виды деятельности, что подразумевают концентрацию внимания; стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей; ежедневно гулять на свежем воздухе и заниматься спортом с ребёнком, чтобы направлять активность ребёнка в позитивное русло, но нагрузки профессионального спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны.

Юлия Шмидт, детский врач-психиатр ГУ «АПБ»

Категория: Новости, Школа здоровья

Просмотров: 48