Молодежный совет ЖКХ Образование Медицина Вакансии Прямая линия Экономика Радио "ОГНИ" АСКЭТ
Главная Город Нормативно-правовая база План городских мероприятий Социальная сфера города Фотогалерея

Юрист информирует

Программа воссоединения народа Донбасса: Как получить помощь

Программа социально-экономического развития города Алчевска Луганской Народной Республики на 2017 год

Государственная налоговая служба ЛНР

Учреждения культуры города Алчевска

Архив статей

Предоставление административных услуг

Интерактивная экологическая карта

График приема граждан

График приёма депутатов Народного Совета ЛНР

Телефоны горячей линии

О назначении и выплате пенсий на территории ЛНР

Коммунальные предприятия города

   

Алчевск в лицах

Кто шагает дружно в ряд? 

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» 

Самое интересное

В Алчевске прошел флешмоб «Я люблю тебя, Республика!»

Более 8 тысяч алчевцев поучаствовали в акции «Бессмертный полк»

В Алчевске состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага ЛНР

Рубрики

Учиться любить и учиться ненавидеть

Сегодняшний состав театра «Теремок» СШ № 17 — своеобразный. В труппе только девочки, так уж сложилось. Конечно, это сильно ограничивает режиссерские амбиции нынешнего руководителя Максима Сырицо. Но, с другой стороны, для некоторых постановок состав идеальный. Готовясь к Дню Победы, девочки попробовали рассказать о девочках — своих почти ровесницах, ставших солдатами Великой Отечественной.

Фронтовик Борис Васильев написал повесть «А зори здесь тихие» о девчонках-зенитчицах, которым не суждено было вернуться с войны. Написал так живо и ярко, что они просто вставали со страниц: суровая и сдержанная молодая вдова Рита Осянина, красавица Женька Комелькова, тихая книжная Соня Гурвич, простушка Лиза Бричкина... А уж когда фроновик Станислав Ростоцкий поставил по повести фильм — кажется, не было человека, который не полюбил бы этих девушек как родных и не оплакал их гибель.

Почти 40 лет спустя Ренат Давлетьяров поставил еще один фильм по этой повести. Сотни театров адаптировали ее к сцене. Но, наверное, впервые это сделали дети.

— Девочки сразу загорелись идеей, потому что тема такая, никому не безразличная, — рассказывает режисер, учитель русского языка и литературы Максим СЫРИЦО. — Было несколько репетиций, когда мы просто обсудили характеры героинь. Я послушал девочек, их предложения, что бы они хотели привнести в характеры, что, по их ощущениям, можно кому добавить. Оля Михайленко (Рита) хотела сделать свою героиню не такой закрытой и жесткой, более женственной. Мы согласились с этим, и некоторые диалоги прозвучали более мягко, чем предполагал я вначале. Так получилось, что назначения на роль оказались точными попаданиями. Например, Валентина Зинченко (Соня) — ученица восьмого класса, у нее сейчас большая цель — учеба. И Соня книжная девочка, закончила университет, мы использовали стихи Блока, которые она читает даже на войне. Из Марьи Никифоровны, квартирной хозяйки старшины Васкова (ее сыграла Вика Дуденко) тоже сделали более мягкого человека, она не так «строит» старшину. Пытается вроде бы построить, когда на заставе только появляются девушки-зенитчицы. Но видно: она просто ревнует Федота Васкова, который запал ей в душу. А момент, когда старшина уже уходит с зенитчицами в лес, Вика сыграла просто до слез. Она прочувствовала этот момент, как провожает человека, к которому неравнодушна. Дарина Ищенко — Женька Комелькова пошла точно по характеру. Очень долго добивались результата с Ириной Каштыпер (Лиза Бричкина). Отдельно с ней работали над сценой, когда Лиза погибает в болоте. Каждую фразу, каждый момент прочувствовали, и то на репетициях Ира недорабатывала. А на премьере эмоции взяли верх, и она раскрылась так, как хотели. Сначала думали, будет бегать по сцене, а потом решили: нет, она устала, силы покидают ее окончательно. Сделали так, что почти весь свой монолог она сидит на пеньке. У Иры момент такой — она говорит про то, что старшина обещал спеть с ней, и на репетиции у нее мимолетная проскочила улыбка. Мы это решили оставить. Она дарит последнюю улыбку залу, и зал понимает — это конец, ее больше не увидят живой. Случайно получилось, но в этой случайности открылась правда.

Наверное, много труда потребовала работа с литературным первоисточником?

— Да, выучил повесть практически наизусть. Приходилось авторский текст переписывать на монолог или разбрасывать на диалог. В начало вынесли самые светлые моменты, добавили песню, танцы. Девушки еще не знают, что их ждет...

Для неопытных актрис это была трудная работа?

— Девочки уже начинают понимать, что значит войти в образ. Каждой из них нужно было прожить жизнь и умереть. Они переживали очень сильно: где какое дыхание, где какая эмоция... Самое тяжелое, когда героини погибали на сцене. Соня Гурвич — первый момент, который меня накрыл. Потом Лиза Бричкина: тяжело умирать в одиночестве... Рита — самое сложное. И в то же время ее гибель получилась лучшей сценой. Эмоции нахлынули на меня, Оля Михайленко, исполнительница роли Осяниной, почувствовала это и откликнулась. У меня с ней был диалог, она не ожидала такой подачи: я в какой-то момент начал кричать свои слова, у меня появились слезы, на репетициях такого не было. Она начала плакать от того, что я на нее кричу, и эти слезы были в тему... Девочкам было сложно умирать.

Максим Сырицо хорошо понимает своих юных актрис:

он сам — выпускник 17-й школы и актер театра «Теремок». Выпускник 2008 года, фактически ни на день не расставался со школой и школьной сценой, а в прошлом году совсем вернулся: в качестве учителя и режиссера. И брал на себя основной груз работы в спектаклях — как самый старший и самый опытный, как человек, учившийся у создательницы театра Натальи Киевской. Впрочем, Максим уверен: спектакль «А зори здесь тихие» уже не держался на нем.

— Моя заслуга в том, чтобы направить девочек, донести, что такое тема Великой Отечественной войны, для чего мы это делали, добиться качества. Было важно, чтобы не посчитали: то, что мы показываем — не уровень для такой темы. Я услышал самое главное от зрителей — похвалу в адрес девочек: они не играли, они жили. Для меня это самое важное. У нас не было динамичных сцен. Вместо динамики нужно было дать очень сильную эмоцию. Девочки это прочувствовали,  я очень ими горжусь.

Честно говоря, до сих пор никто из актрис не читал повесть Бориса Васильева и не видел фильм. Приобщились лишь сейчас, когда началась работа над спектаклем. Не будем говорить: лучше поздно, чем никогда. Главное, что они прочитали эти слова: «Надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!» Главное, что простая, страшная и великая правда о войне, кажется, помогла им всем стать старше на непрожитую жизнь этих девчонок-зенитчиц, которых они проводили в вечность. Гости школы — депутат Народного Совета ЛНР Владислав Дубина и помощник депутата Олег Жур, взрослые, воевавшие мужчины — после спектакля почти не могли говорить. Мешали сдерживаемые слезы.

В школьном театре, к сожалению, редко бывает второе представление, обычно дело ограничивается премьерой. «А зори здесь тихие» стали исключением: Владислав Дубина предложил показать спектакль еще раз для бойцов Народной милиции, казачества, горожан. И это — очень высокая оценка.

По материалам газеты «ОГНИ»

Категория: Алчевск в лицах

Просмотров: 24